Причал «Третьяковский» — единственный причал, находящийся на Водоотводном канале Москвы, он был специально спроектирован с учетом особенностей подхода небольших судов, имеющих подходящие высотные габариты для прохождения низких мостов, переброшенных через канал, частично и сам причал находится под Третьяковским мостом.
Водоотводный (Водообводный, Обводной или Водоотводной) канал был построен в 1786 году параллельно основному руслу Москвы-реки в центре столицы с целью осушения реки для восстановления Всехсвятского Каменного моста, который был повреждён весной 1783 года. На образованном между руслом Москвы-реки и каналом острове, предполагалась организация зернового порта и складов, однако эти планы реализованы не были.
В последующие годы, канал использовался для отведения части паводковых вод, снижая угрозу наводнения в центре Москвы, а после постройки Бабьегородской плотины и шлюза в нижнем течении, канал стал судоходным. Именно сооружением шлюза на Водоотводном канале обязана своим именем Шлюзовая набережная в Замоскворечье.
После завершения строительства Канала имени Москвы и входящих в его состав гидросооружений в черте Москвы (Карамышевской и Нагатинской плотины с судоходными шлюзами), Водоотводный канал перестал выполнять функцию отвода паводковых вод и превратился в декоративное украшение центра столицы, речных прогулок по каналу в советские годы не проводилось.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в районе Болотной площади, на канале стали устанавливать плавающие фонтаны, которые и сейчас являются изюминкой речных маршрутов, а активное прогулочное судоходство по каналу началось в середине «нулевых» годов XXI века: от причала под Третьяковским мостом стали отправляться моторные шлюпки и небольшие прогулочные теплоходы, модернизированные суда проектов ПТ, ПС и КС, а затем и специально построенные для работы на канале теплоходы типа «Мойка» проекта 82500.
Кроме этих судов, в канал также заходит теплоход «Мария Ермолова», совершающий регулярные рейсы с ужином или обедом по центру столицы от причала «Новоспасский мост»: из-за особенностей конструкции и панорамных стёкол главного салона, «Мария Ермолова» не имеет возможности швартовки к причалу «Третьяковский».
Традиционные речные маршруты, отправляющиеся от причала «Третьяковский», совершают кольцевую прогулку по Водоотводному каналу, двигаясь вверх по течению, и далее — вниз по основному руслу Москвы реки, охватывая главные достопримечательности от Памятника Петру Первому до Дома музыки, где теплоходы снова заходят в акваторию канала.
Речная экскурсия по Москве-реке и Водоотводному каналу очень напоминает традиционные водные маршруты в Санкт-Петербурге, которые проходят по различным каналам, небольшим рекам и протокам и обслуживаются таким же флотом, можно сказать что Водоотводной канал и причал «Третьяковский» — небольшой уголок Северной Венеции, расположившийся в центре столицы.
Причал Третьяковский: речные прогулки на теплоходе от Болотной площади, экскурсия по Москве-реке и Водоотводному каналу, расписание отправления речных трамвайчиков