Причал «Киевский вокзал» — традиционная локация для старта речных прогулок по Москве, история пристани и водных маршрутов от неё насчитывает более 50 лет.
В советские времена от причала у Киевского вокзала отправлялись теплоходы различных проектов по нескольким маршрутам: с начала 50-х годов ХХ века водное путешествие москвичи и гости столицы могли совершить на классических речных трамвайчиках типа «Москвич», причем кроме традиционного маршрута в центр Москвы до Кремля и обратно, по выходным дням от причалах также существовали рейсы на пляжи Москвы и Подмосковья — в первую очередь в Серебряный бор и в Рублёво. Подобный круиз продолжался с утра до вечера и проходил через шлюз №9 Канала имени Москвы, а учитывая высокий спрос на такие речные прогулки в жаркие дни, для увеличения пассажировместимости, к «Москвичам» часто приставлялись открытые баржи-веранды, что позволяло такому составу увезти в зеленые зоны Подмосковья более 300 человек за раз.
К 70-м годам «Москвичи» на центральных прогулочных маршрутах были почти полностью вытеснены более современными и вместительными теплоходами типа «Москва» проекта Р-51, которым было суждено на многие годы стать лицом города и символом Москвы-реки. Двухпалубные белоснежные лайнеры, имеющие узнаваемый экстерьер и широкие возможности для модернизации, являются и будут являться основным типом пассажирских судов в Москве еще долгое время.
Также примерно в это же время была сформирована и на долгие годы стала классической прогулочная речная линия от Киевского вокзала до причала «Новоспасский мост» — в неизменном виде она просуществовала до 2017 года. Маршрут линии проходил через весь центр Москвы, а теплоходы совершали остановки на основных причалах столицы — «Воробьёвы горы», «Фрунзенская набережная», «Крымский мост», «Большой Каменный мост», «Большой Устьинский мост». Теплоходы отправлялись от причалов с интервалом 7-10 минут, навигация начиналась в апреле, а заканчивалась во второй половине ноября. Билет на прогулочную речную линию в те годы можно было приобрести за 10 копеек.
Второй маршрут прогулочных теплоходов от Киевского вокзала шёл на запад Москвы — от Гостиницы «Украина» через промышленные зоны города в жилые районы, расположенные вдоль Карамышевской излучины Москвы-реки и завершался на причале «Крылатское». На маршруте, аналогично центральной линии, существовали промежуточные остановки — «Гостиница «Украина», «Верхние Мневники», «Фили», «Кунцево». К сожалению, популярности этой линии не способствовали ни индустриальные пейзажи района Западного порта, ни удалённость большинства причалов (кроме Киевского вокзала, разумеется) от точек притяжения людей. Уже к началу 90-х годов, теплоходы на маршруте до Крылатского совершали не более трёх рейсов в день.
Кроме классического водоизмещающего пассажирского флота, от причала «Киевский вокзал» также отправлялись знаменитые скоростные суда на подводных крыльях «Ракета». «Ракета», которая могла развивать скорость до 65 километров в час, стала настоящей революцией в пассажирских перевозках по воде — никогда раньше речной транспорт не мог похвастаться такой высокой маршрутной скоростью. Москвичи и гости столицы были в восторге от стремительного силуэта судна, созданного легендарным конструктором Ростиславом Алексеевым, а также от удобных авиационных кресел в закрытом салоне. Отлично для прогулочных рейсов подходила открытая площадка на корме скоростного судна, находясь на которой можно было по-настоящему ощутить скорость с которой судно двигалось по Москве-реке. Обзорную экскурсию по центру столицы (без остановок, с возвращением на причал посадки) «Ракета» совершала за 30-40 минут, «Москве» же для этого требовалось минимум 2 часа.
В 1980-м году, во время проведения в Москве Летних Олимпийских игр, «Ракеты» перевозили пассажиров от Киевского вокзала до причала в Крылатском, где располагались спортивные объекты — Гребной канал, велотрек и кольцевая велотрасса. После распада СССР, в центре Москвы стало развиваться активное движение пассажирских теплоходов различных компаний, которое с годами становилось все интенсивнее, и «Ракете» было все труднее маневрировать между прогулочными и банкетными суда в границах достаточно неширокого судового хода. В последний прогулочный рейс от Киевского вокзала теплоход «Ракета-246» отправилась в 2008 году, перейдя после этого на маршруты по Подмосковью от Северного речного вокзала, на которых легендарные суда проработали до 2015 года.
В 2018 году классический маршрут речной прогулки от Киевского вокзала до Новоспасского моста был сокращен до причала «Большой Устьинский мост», который стал очень популярен в связи с открытием поблизости новой знаковой достопримечательности Москвы — Парка «Зарядье». В таком виде маршрут речных трамвайчиков от Киевского вокзала существует и в настоящее время. Кроме классических теплоходов типа «Москва», на маршруте сегодня работают также и суда, прошедшие полную реновацию и превращенные в роскошные рестораны — это теплоходы «Волна» и «Морис».
Сегодня, кроме классических теплоходов «Москва», от причала «Киевский вокзал» отправляются также теплоходы компании «Ривер Флотилия» — современные прогулочные суда «River Lounge», а также роскошные яхты «River Palace» и «Palma De Сочи». На борту каждого из этих судов располагается ресторан с изысканной кухней, а роскошные интерьеры и качество сервиса придутся по вкусу даже самым взыскательным гостям.
В советские времена от причала у Киевского вокзала отправлялись теплоходы различных проектов по нескольким маршрутам: с начала 50-х годов ХХ века водное путешествие москвичи и гости столицы могли совершить на классических речных трамвайчиках типа «Москвич», причем кроме традиционного маршрута в центр Москвы до Кремля и обратно, по выходным дням от причалах также существовали рейсы на пляжи Москвы и Подмосковья — в первую очередь в Серебряный бор и в Рублёво. Подобный круиз продолжался с утра до вечера и проходил через шлюз №9 Канала имени Москвы, а учитывая высокий спрос на такие речные прогулки в жаркие дни, для увеличения пассажировместимости, к «Москвичам» часто приставлялись открытые баржи-веранды, что позволяло такому составу увезти в зеленые зоны Подмосковья более 300 человек за раз.
К 70-м годам «Москвичи» на центральных прогулочных маршрутах были почти полностью вытеснены более современными и вместительными теплоходами типа «Москва» проекта Р-51, которым было суждено на многие годы стать лицом города и символом Москвы-реки. Двухпалубные белоснежные лайнеры, имеющие узнаваемый экстерьер и широкие возможности для модернизации, являются и будут являться основным типом пассажирских судов в Москве еще долгое время.
Также примерно в это же время была сформирована и на долгие годы стала классической прогулочная речная линия от Киевского вокзала до причала «Новоспасский мост» — в неизменном виде она просуществовала до 2017 года. Маршрут линии проходил через весь центр Москвы, а теплоходы совершали остановки на основных причалах столицы — «Воробьёвы горы», «Фрунзенская набережная», «Крымский мост», «Большой Каменный мост», «Большой Устьинский мост». Теплоходы отправлялись от причалов с интервалом 7-10 минут, навигация начиналась в апреле, а заканчивалась во второй половине ноября. Билет на прогулочную речную линию в те годы можно было приобрести за 10 копеек.
Второй маршрут прогулочных теплоходов от Киевского вокзала шёл на запад Москвы — от Гостиницы «Украина» через промышленные зоны города в жилые районы, расположенные вдоль Карамышевской излучины Москвы-реки и завершался на причале «Крылатское». На маршруте, аналогично центральной линии, существовали промежуточные остановки — «Гостиница «Украина», «Верхние Мневники», «Фили», «Кунцево». К сожалению, популярности этой линии не способствовали ни индустриальные пейзажи района Западного порта, ни удалённость большинства причалов (кроме Киевского вокзала, разумеется) от точек притяжения людей. Уже к началу 90-х годов, теплоходы на маршруте до Крылатского совершали не более трёх рейсов в день.
Кроме классического водоизмещающего пассажирского флота, от причала «Киевский вокзал» также отправлялись знаменитые скоростные суда на подводных крыльях «Ракета». «Ракета», которая могла развивать скорость до 65 километров в час, стала настоящей революцией в пассажирских перевозках по воде — никогда раньше речной транспорт не мог похвастаться такой высокой маршрутной скоростью. Москвичи и гости столицы были в восторге от стремительного силуэта судна, созданного легендарным конструктором Ростиславом Алексеевым, а также от удобных авиационных кресел в закрытом салоне. Отлично для прогулочных рейсов подходила открытая площадка на корме скоростного судна, находясь на которой можно было по-настоящему ощутить скорость с которой судно двигалось по Москве-реке. Обзорную экскурсию по центру столицы (без остановок, с возвращением на причал посадки) «Ракета» совершала за 30-40 минут, «Москве» же для этого требовалось минимум 2 часа.
В 1980-м году, во время проведения в Москве Летних Олимпийских игр, «Ракеты» перевозили пассажиров от Киевского вокзала до причала в Крылатском, где располагались спортивные объекты — Гребной канал, велотрек и кольцевая велотрасса. После распада СССР, в центре Москвы стало развиваться активное движение пассажирских теплоходов различных компаний, которое с годами становилось все интенсивнее, и «Ракете» было все труднее маневрировать между прогулочными и банкетными суда в границах достаточно неширокого судового хода. В последний прогулочный рейс от Киевского вокзала теплоход «Ракета-246» отправилась в 2008 году, перейдя после этого на маршруты по Подмосковью от Северного речного вокзала, на которых легендарные суда проработали до 2015 года.
В 2018 году классический маршрут речной прогулки от Киевского вокзала до Новоспасского моста был сокращен до причала «Большой Устьинский мост», который стал очень популярен в связи с открытием поблизости новой знаковой достопримечательности Москвы — Парка «Зарядье». В таком виде маршрут речных трамвайчиков от Киевского вокзала существует и в настоящее время. Кроме классических теплоходов типа «Москва», на маршруте сегодня работают также и суда, прошедшие полную реновацию и превращенные в роскошные рестораны — это теплоходы «Волна» и «Морис».
Сегодня, кроме классических теплоходов «Москва», от причала «Киевский вокзал» отправляются также теплоходы компании «Ривер Флотилия» — современные прогулочные суда «River Lounge», а также роскошные яхты «River Palace» и «Palma De Сочи». На борту каждого из этих судов располагается ресторан с изысканной кухней, а роскошные интерьеры и качество сервиса придутся по вкусу даже самым взыскательным гостям.